Вторник, 17 февраля, 2026

Эпидемии, аресты, казни: Луцк в нацистской оккупации

Жизнь украинцев во время Второй мировой войны изменилась кардинально, но лучане стали одними из первых, кто оказался в оккупации вооруженных сил нацистской Германии. Кроме нового режима, горожане столкнулись с эпидемией. 40-е годы прошлого века называют одним из самых сложных периодов в существовании Луцка. Все факты, известные истории о жизни в оккупированном городе расскажет yes-lutsk.

Эпидемия

25 июня 1941 Луцк был оккупирован и город становится главным генерального округа “Волынь-Подолье” в состав которого входили Волынская, Ровенская, Каменец-Подольская области, а также южная часть Брестской и Пинской областей Беларуси.

Как известно, в городе проживало почти сорок тысяч граждан, но во время военных действий в первые дни было разрушено более половины зданий, а тела погибших и расстрелянных оставались под завалами и просто посреди улиц.

Конечно же, никаких соблюдений санитарных норм не было, поэтому в городе, кроме нацистского режима, начала бушевать эпидемия.

В июле того же 1941 года Луцком распространялся бешенство и в августе немецкое правительство приняло решение о введении карантина. Животные, которые передвигались свободно по улицам Луцка попадали под немедленное уничтожение. В частности, горожане были обязаны сообщать главному ветеринару о проявлении болезни у собак или кошек немедленно. Отдел санитарной очистки получил приказ об уничтожении бездомных животных.

В октябре, окружным комиссаром Линдером было издано дополнительное распоряжение об ограничении передвижения животных — домашние любимцы с тех пор должны были находиться тоже в изоляции.

Вместе с эпидемией бешенства в Луцке появилась еще одна инфекционная болезнь — ящур, которая поражает крупный и мелкий рогатый скот и свиней. Пребывание домашних животных и птицы за пределами хозяйство было под строгим запретом. Также, хозяев, чей скот был болен, обязывали менять одежду и обувь во время выхода за пределы собственного двора.

16 октября гебитскомиссаром было издано распоряжение об ограничении на ввоз рогатого скота на территорию округа. Те животные, которые получали разрешение находились в изоляции более недели под пристальным наблюдением ветеринарного врача. Уже в ноябре 1942 года эпидемия ящура была полностью ликвидирована.

В сентябре 1941 года отделом здравоохранения была проведена санитарно-эпидемиологическая проверка. Улицы, дворы частных домов, кладбища, элеваторы, склады под зерно и заведения общественного питания были проинспектированы. Зафиксировано более шестидесяти нарушений, наибольшее количество из которых в местах нелегального забоя и продажи мяса и мясных изделий.

В конце января 1942 года Луцк охватила эпидемия сыпного тифа. Евгением Тиравским, посадником города, было сделано объявление о карантинных ограничениях, а именно:

  • соблюдение личной гигиены;
  • избегание мест скопления людей;
  • запрет на пребывание в очередях;
  • запрет на посещение жилищ, где находятся больные или переболевшие тифом;
  • запрет впускать посторонних людей в собственный дом.

Для больных сыпным тифом в 4 больнице было увеличено количество коек, а вот прием пациентов у которых были обычные инфекции минимизировали.

В феврале эпидемия в городе пошла на спад. В частности и в лагере «Шталаг № 360» для военнопленных новых случаев тифа не фиксировали, но эпидемиологическая ситуация в гетто не улучшалась. Поэтому, больные еврейские рабочие были лишены пропусков.

Об обнаружении любых симптомов болезней (тиф, оспа, холера, проказа, холера) горожане были обязаны докладывать. В апреле 1941 года был издан приказ об обязательной прививке детей от оспы. В случае отказа родителей на проведение этой процедуры — их ждало наказание.

К слову, медицинские учреждения были заброшены, частично разрушены, а все услуги стали платными. Рассчитаться можно было не только рублями, но и продуктами.

Бесплатно воспользоваться медицинскими услугами имели право малообеспеченные и пациенты с инфекционными болезнями.

Также, было ликвидировано детскую поликлинику, а вместо нее открыли кабинет педиатра в центральной поликлинике Луцка. Вторая и третья поликлиники при железнодорожной станции тоже закрылись.

Значительно меньше внимания оккупационные власти Германии уделяли снижению уровня заболеваемости туберкулезом. Его стремительному распространению способствовал не только климат области, но и условия жизни в оккупации.

Несмотря на сокращение медицинских работников, экономический кризис и постоянное выживание в тех условиях, волыняне восстанавливали больницы, проводили курсы по подготовке необходимых специалистов, придерживались карантинных мероприятий и активно проводили профилактику в виде прививок.

Луцкая тюрьма

В конце июня 1941 года, согласно документации советского периода, работники тюрьмы покинули здание. В тот же день, а именно 25 числа, Луцк попал в оккупацию фашистов. Охрана тюрьмы попала в перестрелку с передовым немецким подразделением. Несколько работников НКВД попало в плен.

Лев Лехтанский, бывший пленник луцкой тюрьмы, рассказывал, что на утро следующего дня после перестрелки, их накормили куском хлеба и сладким кофе. Из освобожденных от большевиков местностей немецкие захватчики начали отпускать заключенных, но в стенах здания все же остались около трех сотен евреев, которых не повели на расстрел.

Оккупационная власть устраивала казни пленников не только в Луцке, но и в других тюрьмах западного региона. Такие действия были направлены для воплощения антигуманной политики.

27 июня 1941 года начальник немецкой Полиции безопасности сообщил о прибытии в Луцк специального карательного формирования команды 4а. Интересно, но в документе указано, что зондеркомандой были приняты меры по борьбе против мародеров и в частности сообщено о казни более 2500 большевиков.

В любых правонарушениях немецкое правительство обвиняло евреев. Благодаря средствам распространения пропаганды фашисты нашли повод воплотить политику Холокоста. Уже 30 июня 1941 года было расстреляно триста евреев и двадцать мародеров.

Советская армия терпела значительные неудачи и часть военных попадала в плен. Командиров Красной армии направляли в тюрьму, в том числе и на Волынь.

Тюремных камер не хватало, поэтому фашистское правительство решило размещать военнопленных в тюрьме Луцка.

В. Унрау, советский пленный, в своих мемуарах вспоминает, как узники питались на полевых кухнях, а камеры пребывания не закрывались. Любая попытка побега каралась расстрелом.

Специальная комиссия, которая занималась подсчетом потерь в период оккупации, исследовала, что за восемь месяцев было расстреляно и умерли от голода более 10 000 заключенных.

Хоронили погибших советских пленных вокруг тюрьмы и в селе Гнидава.

Казнь евреев

Оккупанты продолжали уничтожать евреев. Одними из причин стали лишение мужской части иудейской общины в Луцке и максимально исключить начало сопротивления.

Так, в июле 1941 года, объявили об обязательной явке мужчин 16-60 лет еврейской национальности в Луцкий замок, чтобы расчистить дренажные системы. После копания рабочих расстреливали небольшими группами. За несколько часов было убито 1160 человек. Как заявили немцы — это возмездие за убийства нескольких их солдат и луцких заключенных.

Похороны жертв

Такая жестокая казнь пленников вызвала волну возмущений в обществе. Поэтому, чтобы детально изучить события 23 июня 1941 года, была создана специальная комиссия. Благодаря ее членам и неравнодушным гражданам место захоронений было упорядочено: на могилах установили кресты, прицепили таблички с надписями количеством похороненных и поставили ограждения.

24 августа 1941 года была организована торжественная панихида. На мероприятие приехали родственники и близкие погибших, а также обычные неравнодушные граждане.

Согласно описанию Николая Кудели панихида происходила следующим образом:

“Немцы пропустили процессию сквозь ворота на восточный двор, где была самая маленькая могила. Здесь немецкие надзиратели создали границу. За ним на части двора, прилегающего к стенам тюрьмы, онемели советские пленные — худые, истощенные, без шапок, они печальными взглядами смотрели на процессию и внимательно слушали панихиду. Некоторые из них время от времени крестились. К самой большой могиле, что на западном дворе, немцы не пустили никого, там все было заполнено людьми, которые не хотели воевать за Сталина и в результате методического обмана выбрали голодную смерть в лагерях Гитлера, такого же палача, как и Сталин. Это был трагический парадокс судьбы”.

Подобные панихиды проводили не только в Луцке, но и по всей области. Символические памятники расстрелянным устанавливали и освящали в селах Одерады, Залесочное, Дерно, Ставки и Жидычин. Однако, советской властью впоследствии все это было уничтожено.

Украинская интеллигенция в Луцкой тюрьме

С появлением освободительного движения, в городе было арестовано 90 представителей

украинской интеллигенции только за май 1943 года. За одну ночь в июле того же года было задержано 160 человек.

Иван Кобилко, инженер, который принадлежал к сознательным украинцам, в своих воспоминаниях рассказал, что 29 июня 1943 года был арестован польским подразделением и перевезен в Луцкую тюрьму. Личные вещи отобрали, провели обыск и направили в камеру №7. Завтракали заключенные куском хлеба и кофе, который наливали в банку из-под консервов. На обед получали тоже хлеб и банку консервов.

В начале июля того же года в тюрьму прибыло немало машин, на площади разместили столы со стульями. Также прибыл глава луцкого гестапо доктор Фишер. В комиссию начали вызывать женщин и мужчин, которые уже находились в камерах и тех, кого только что привезли.

Бывший пленник вспоминает, как его перевели в другую камеру, в которой открывалось окно. Впоследствии, заключенных снова выводили во двор и перевозили в другие места лишения свободы, в частности в соседний город Ровно. Там часть пленников была расстреляна или отправлена в канцлагеря.

Арестовывали украинскую интеллигенцию и не только в Луцке. В сентябре 1943 года во Владимире было задержано более 100 украинцев и 200 поляков. Из-за немецкого террора на улицах волынских городов все меньше было слышно родной язык.

Фашистские репрессии значительно усилились с активностью Движения Сопротивления. Так, чтобы нейтрализовать политических оппонентов, 16 октября было казнено несколько десятков украинцев. Массовые убийства политических заключенных распространились волынскими тюрьмами в конце осени.

Кроме участников освободительного движения к аресту и казни стали присоединяться и участники советского подполья.

Расстрелы проводили не только в тюрьме. Известно, что в Подгайцах 1 января 1944 года было казнено сто луцких пленников, а тела похоронили в братской могиле. За несколько недель в Луцкой тюрьме расстреляли еще 315 человек. Согласно данным, в период с июня 1943 года по январь 1944 года было убито 658 украинцев. Среди погибших были те, кто нес потенциальную угрозу оккупационным властям и члены их семей. Причем раса, религия и жизненное мировоззрение не имело значения.

.......